среда, 11 февраля 2015 г.

Фотографируй и властвуй

Англоязычный вариант статьи можно прочитать по ссылке:
wusya-pyan.blogspot.ru/Take pictures and conquer


Сложно сказать точно, когда и кто первым придумал ловить свет в тёмные шкатулки так, что вместе с ним их гостем оказывался увиденный этим светом фрагмент действительности. Известно только, что в начале XIX века человек научился новому волшебству — сохранять такие фрагменты действительности с помощью светочувствительных материалов. Посвящённые в таинство изготовления фотографий получили в свои руки огромную власть — власть копировать элементы бытия и тем самым продлевать их жизнь и расширять доступное им пространство, потому что такие копии портативны; а также власть подавать несуществующее как реальное — подлинность снятого обеспечивается материальностью, осязаемостью, документальностью фотографии.

Фотограф — это всегда первооткрыватель и кладоискатель. Он исследует, узнаёт новое, находит ценное для себя и для других. Можно сказать, что он осваивает мир — постигает и делает своим. Нажав кнопку, фотограф забирает с собой части общедоступной действительности и моменты жизни других людей. Так, тревел-фото содержат в себе улицы, дома, достопримечательности, особенности инфраструктуры, климата, рельефа, флоры и фауны, опознавательные знаки, особые приметы других мест, а также, в некоторых случаях, свидетельство их захвата автором снимков. Сфотографированная тобой Эйфелева башня станет твоей личной Эйфелевой башней, твоим личным Парижем, твоей личной Францией, твоей личной Европой. Ты, сфотографированный на фоне Эйфелевой башни, станешь вещдоком своего путешествия и своих приятных впечатлений, твоим тобой, который формируется впечатлениями — внутренними и внешними — ежечасно на протяжении всей жизни — твоей и их — вольных и невольных свидетелей. Автопортрет же служит средством изучения себя и, кроме того, средством обретения себя. Потому что твоя внешность полностью открывается тебе лишь при определённых условиях, оставаясь вечно пленённой водными гладями, отполированными поверхностями и зрительными впечатлениями других людей. А вот фото- или видеоплёнка представляет тебе тебя таким, каким ты мог бы видеть себя всё время, будь ты не тобой, а своим ближним.

Застывшее в плоскости снимка позволяет рассматривать себя более внимательно и смело. Поэтому фотосъёмка прохожего без его разрешения вызывает у него бОльшую тревогу, чем чужой пристальный взгляд: направленный в твою сторону объектив означает не только то, что незнакомец смотрит на тебя сейчас, но и то, что он, возможно, будет смотреть на тебя впоследствии, и, возможно, на тебя будут смотреть другие люди, тоже пристально. Фотография даёт возможность распоряжаться запечатлённым на своё усмотрение, упрощает процесс овладения реальностью путём её семиотизации. Она может быть символом присвоения того, чем человек в данный момент не обладает. Полюбившуюся картину или скульптуру легко сделать настольным экспонатом: достаточно её сфотографировать. Дорогого человека, живущего в другом городе, всегда можно навестить, просто достав фотографии с прошлой встречи с ним. Граница между освоением и присвоением определяется следующим образом: освоение — это «я хочу изучить это, всмотреться, получить знания», а присвоение — это «я хочу унести это с собой, оставить себе, сделать частью себя». Не исключается вариант, когда оба процесса происходят одновременно при создании одного и того же снимка.

Освоение посредством фотографии может принимать одну из двух форм: познавательную или компенсирующую. Познавательное освоение направлено на раскрытие собственных возможностей, постижение сущего и удовлетворение потребности в красоте. Осуществляется это, когда ты держишь волшебную шкатулку в руках и разбираешься в механизме её работы, наблюдаешь, что получится, если взять такие-то исходные условия, добавить такие-то ингредиенты и заснять результат, сравниваешь свои представления о предмете с его характеристиками на снимке. Ради любопытства. Ради игры.

Компенсирующее освоение предоставляет укрытие и оправдание для человека, который испытывает чувство потери или поражения. Этот вид освоения восполняет ощущаемый в иной области недостаток, становится репетицией победы, выступая в качестве плацебо, ритуала, способа сублимации или эскапизма. Не видишь смысла в посещении какого-либо места или мероприятия — возьми с собой камеру, и смысл появится. Поссорился с кем-то из близких — фотографируй, и, может быть, внезапно поймёшь, насколько несущественной была причина ссоры. Такое применение фотографии может лечить, если человек сможет пересмотреть свою реальную проблему или увлечётся творческой стороной процесса. Однако если создание снимков является лишь средством переключения внимания и ничего не изменяет в авторе, то польза от такого времяпрепровождения минимальна.

Какими бы мотивами ни руководствовался фотограф, чем бы ни представлял фотографию, любознательному человеку она всегда будет приносить новое и интересное. Использовать же весь потенциал своей «тайной комнаты» (camera — лат. "комната") может лишь тот, кто подходит к ней с умом и фантазией — чистое сердце и искреннее желание тоже приветствуются в качестве даров-паролей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий