понедельник, 22 сентября 2014 г.

Почему мы любим слушать музыку?


Акустическое пространствов котором мы находимсяоказывает на нас не меньшее влияниечем пространство визуальноехотя положение последнего в повседневной системе ориентиров кажется доминантным. Это отчасти компенсируется тем, что звуковые стимулы часто воспринимаются как более резкие, чем зрительные. Информативность звуков более концентрированнаяблагодаря им мы мгновенно получаем определённый набор данныхупущенных глазом или не доступных ему. Поэтому любитель слушать музыку в наушниках в те моменты, когда необходимо уделять внимание окружающей обстановке (например, при передвижении по городу), по сути отказывается от аудиальной информации о происходящем вокруг и может не различить за густой полифонической пеленой сигналапредупреждающего об опасностиПри этом человек сознательно заменяет себе взаимодействие с действительностью избранной акустической средойСредой ожидаемойесли речь идёт о любимом плэйлистеЗапуская проигрывательмы знаемчто нас ждётмы предчувствуем удовольствиемы помнимчто музыка способна заставить нас изменить своё мнение о ситуацииявлениипредметечеловекечто музыка нередко будит в нас задремавшее было желание жить, и это желание музыкой и многими другими вещамизанятиями и событиями подкрепляетсяОб ожиданиипредвкушении и подкреплении при восприятии музыки рассказывает Виктория Уильямсон в статье Music and 'chills' - the brains reward system in action, опубликованной в блоге Music Psychology with Dr Victoria Williamson, с переводом которой можно ознакомиться ниже.

Музыка и мурашки: действие подкрепляющей системы мозга

Несколько недель назад я писала в блоге об ощущении, которое описывают как мурашки или пробегающий вниз по спине холодок при прослушивании музыки. Это уникальный, сильный, интенсивный как эмоционально, так и физически опыт, который мы можем получить, когда воспринимаем любимое музыкальное произведение. На меня так действует Паваротти, поющий «Panis Angelicus», — какой голос!

Да, должно быть, эта тема стала достаточно модной, учитывая, что недавно появилась предварительная онлайн-публикация новой статьи о динамике реакции мозга на мурашки в журнале Nature Neuroscience. В статье сообщается, что мозг по-разному реагирует на предчувствие мурашек и на сами мурашки: происходит что-то вроде двухступенчатой эволюции эмоциональной реакции, которая сходна с тем, как наш мозг реагирует на другие важные биологические стимулы, такие как еда и секс, а также на синтетические вещества, имитирующие их нейрохимическое воздействие, такие как наркотики. Эта работа вносит свой уникальный вклад в растущий поток литературы, выдвигая предположение о том, что музыка связана с самой глубокой и, выражаясь терминами теории эволюции, древнейшей эмоцией и подкрепляющими механизмами мозга.
Вэлори Салимпур уже писала о подкрепляющих аспектах прослушивания музыки и возникающих при этом мурашках, и её методика сохраняет поразительно высокий уровень достоверности результатов благодаря использованию реальной музыки в сочетании с проверенными временем техническими приемами нейронауки и строгим научным контролем. Её метод предполагает привлечение большого количества людей, у которых при прослушивании музыки возникают мурашки. Испытуемых просят отметить те мелодии, которые гарантированно вызывают исследуемые переживания. Затем для создания контрольного параметра она использует те же самые мелодии в эксперименте с теми, у кого эта музыка мурашек не вызывает. Таким образом, в обоих случаях ставится одна и та же музыка — просто и восхитительно эффективно!
В своей новой работе она с группой специалистов изучает динамику реакции на мурашки. Обычно мурашки — это очень кратковременное ощущение. Они возникают не очень часто, а если возникают, то на очень малый промежуток времени. Поэтому можно ставить музыкальное произведение целиком и наблюдать, что происходит в момент, предшествующий отрывку, во время прослушивания которого могут возникнуть мурашки (по ощущениям испытуемого), и что происходит после прослушивания отрывка. Используя новейшее техническое оборудование, исследователи в то же время могут проследить динамику деятельности подкрепляющей системы головного мозга.
Благодаря предыдущим исследованиям мы знаем, что мурашки связаны с высвобождением дофамина в мезолимбической системе — центре подкрепляющей системы нашего мозга; а именно в прилежащем ядре (nucleus accumbens) (Blood & Zatorre, 1999). Но сейчас, десять лет спустя, мы можем использовать приборы, способные при высокой степени нейрохимического разложения и лучших характеристиках гемодинамической реакции отслеживать ежесекундные изменения, которые происходят в мозге перед появлением мурашек. Авторы данного доклада осуществляют эту процедуру, комбинируя точность временных измерений функциональной магнито-резонансной томографии с точностью нейрохимических измерений позитронно-эмиссионной томографии.
Авторы доклада предположили, что районам головного мозга, которые регистрируют выброс дофамина, фиксируемый данными ПЭТ (стриопаллидарная подкрепляющая система), будет соответствовать наибольшее возрастание сигнала фМРТ в моменты, когда человек чувствует мурашки. Мурашки измерялись и определялись посредством опроса участников эксперимента об их удовольствии во время прослушивания музыкального произведения, а также путём измерения известных физиологических реакций, соответствующих ощущению мурашек, таких как частота пульса, реакция дыхательной системы и кожно-гальваническая реакция, а также температура тела и пульсовые колебания объёма крови.
Исследователи действительно обнаружили то, что ожидали: мурашки сопровождаются повышением показателя уровня кислорода в крови в правом прилежащем ядре, отображая увеличение концентрации дофамина в данной области. Ещё одним интересным открытием, которое кажется мне совершенно новым, стало то, что при приближении мурашек было обнаружено объективное повышение показателя уровня кислорода в крови в правом хвостатом ядре — составной части стриатума. По сути исследователи нашли в мозге доказательство реакции диссоциации при осуществлении нейротрансмиттером дофамином его деятельности во время предварительной и завершающей фаз доставляющего большое удовольствие прослушивания музыки.
Исследователи полагают, что эти две стадии соответствуют фазам желания и симпатии, через которые мы проходим, когда нам предлагается сугубо биологически подкрепляющий стимул. Предварительная фаза вызывает ожидание мурашек и создаёт ощущение желания и предвкушения награды. Затем награда сопровождает завершающую фазу, что в музыке представляется большей частью абстрактным явлением: мы получаем награду в форме подтверждения наших музыкальных ожиданий и чувства консонанса с композицией музыкального произведения.
До сих пор эту специфическую двухфазную модель дофаминергической активности связывали только с  биологически адаптивными сценариями поведения (еда, секс) и введением веществ, которые искусственно имитируют их воздействие на мозг (наркотики). Тот факт, что музыка также может запускать этот сложный мотивационно-подкрепляющий механизм показывает, почему музыка имеет такую большую ценность, и, возможно, имела на протяжении долгого времени в истории человечества. Как получилось, что она приобрела такую важность, — это другой интересный вопрос. Смотрите мои записи об эволюции психологии музыки, чтобы почерпнуть пару идей на этот счёт, и, конечно, не стесняйтесь оставлять комментарии, если у вас есть какие-нибудь другие идеи по поводу того, почему человек начал ценить музыкальные поощрения наряду с другими основными биологическими потребностями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий