Англоязычный вариант статьи можно прочитать по ссылке:
wusya-pyan.blogspot.ru/Prehistories make objects
wusya-pyan.blogspot.ru/Prehistories make objects
У человека есть замечательная способность — воспринимать одни вещи не так, как
другие. Эта избирательность определяется уникальным опытом и памятью отдельной
личности. Благодаря индивидуальным настройкам восприятия мы создаём различия
между окружающими нас предметами и становимся пристрастными. Безразличие уравнивает
все составляющие мира, превращая их в ничто. К счастью, встроенный в нас датчик
различий —карта предпочтений — всегда служит нам путеводителем. И к жизни нас
привязывает именно то, что для нас что-то значит.
Лучше всего рассматривать в качестве примера музыку, так как она антоним равнодушия. Она порождена различиями и сама распространяет их. Допустим, мы слушаем некую песню впервые и внезапно замираем, уловив что-то знакомое — мотив или даже ноту. Понимаем, что когда-то мы очень любили песню, в которой была такая нота. Если повезёт, мы вспомним, что это за песня. Найдём её, услышим. И тут она превратится в волну, которая принесёт в наше сегодняшнее сознание то, что мы чувствовали в прошлом. Мы будем дышать этой песней, её «намоленностью», теми ассоциациями, которые неизбежно приходят на её зов. А слушающий её вместе с нами человек может пожать плечами и сказать, что в ней нет ничего особенного, песня как песня. В следующий раз роли поменяются: песня, которая для этого человека является важной, нам покажется набором звуков, который лишён значимости и в этом отношении не выделяется из окружающей акустической среды.
Лучше всего рассматривать в качестве примера музыку, так как она антоним равнодушия. Она порождена различиями и сама распространяет их. Допустим, мы слушаем некую песню впервые и внезапно замираем, уловив что-то знакомое — мотив или даже ноту. Понимаем, что когда-то мы очень любили песню, в которой была такая нота. Если повезёт, мы вспомним, что это за песня. Найдём её, услышим. И тут она превратится в волну, которая принесёт в наше сегодняшнее сознание то, что мы чувствовали в прошлом. Мы будем дышать этой песней, её «намоленностью», теми ассоциациями, которые неизбежно приходят на её зов. А слушающий её вместе с нами человек может пожать плечами и сказать, что в ней нет ничего особенного, песня как песня. В следующий раз роли поменяются: песня, которая для этого человека является важной, нам покажется набором звуков, который лишён значимости и в этом отношении не выделяется из окружающей акустической среды.
Бывает и так, что одно переживание нанизывается на другое и освещение от разных
источников вдруг сходится на одном только что обнаруженном предмете. Когда мы
прикасаемся к такой вещи, она сразу же начинает говорить, и этот текст — из
нашей собственной головы. Тусклыми и безликими кажутся предметы, к которым у
нас отсутствуют предыстории. Мы не можем жить без легенд. У всякой вещи должно
быть имя и описание. Тогда она будет иметь ценность. Она будет
взаимодействовать с «я». Только предмет с обширной backstage, на
которой раз за разом происходят грандиозные события, затмевающие по значению
все чувства и манипуляции с данным предметом как таковым, обладает такой силой.
И властью над нами.
Кстати, это может быть и человек. Нам никуда не деться от суждений и
представлений, если мы уже начали получать о ком-то информацию. И чем меньше у
нас достоверной информации (при наличии большой заинтересованности), тем больше
знаний о конкретном человеке мы домысливаем, порой облекая его в совершенно
посторонние сказки. Но лучше пусть появится мифологизированная предыстория, а
не предрассудок, предвзятость или предубеждение. Предыстории украшают мир
посредством вживления в его содержимое крохотных частичек нас. При этом и мир,
и наше «я» становятся богаче.
Комментариев нет:
Отправить комментарий